Поиск утечки тока в автомобиле с отключением аккумулятора

Бывают ситуации, когда в Вашем автомобиле высаживается аккумулятор, а вы ничего не можете понять.
Утром, собравшись на работу, Вы пробуете запустить своего железного коня и с удивлением обнаруживаете, что аккумулятору не хватает мощности прокрутить мотор с помощью стартера.
В большинстве случаев Вы столкнулись с неисправностью называемой «утечка тока».

Эта неисправность не стоит  путать с коротким замыканием электропроводки. Часто автовладельцы говорят, что «где-то провод перетёрся,  коснулся массы и через него якобы идут потери тока из батареи».

Но любой электрик знает, что искать короткое замыкание не нужно. Оно само проявится в полной мере, т.е. сначала почувствуется неприятный запах горелой проводки, затем повалит дым и в итоге провода и их изоляция воспламенятся, что приведет к возгоранию автомобиля, если вовремя не среагировать первым делом обесточив цепь авто.

Утечка тока, в отличии от КЗ, это когда какой-то потребитель, ничем себя не проявляя, планомерно потребляет энергию из аккумулятора автомобиля, вплоть до полной её разрядки «в ноль».

Устранение реальной неисправности

Ситуация, которая будет описана в данной статье, реально произошла с одним из так называемых «мастеров гаражных кооперативов». Пригнали классику и попросили устранить неисправность, связанную с быстрой «кончиной» аккумулятора.
Ну а далее по порядку.

Разберемся – как можно выявить утечку тока в нашем автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр, который измеряет ток до 10А.
Измерительный прибор
Устанавливаем измерительный прибор в режим измерения силы постоянного тока. Штекеры проводов вставить в соответствующие гнезда на приборе.

Поиск утечки тока в цепи

Далее отключаем плюсовую клемму от аккумуляторной батареи и подключаем к «+» выводу положительный зажим мультиметра, а к клемме подключаем «-» зажим. На приборе в этот момент мы увидим данные, которые говорят что в текущий момент потребляют приборы машины  5А (к примеру).

Дальше давайте создадим условия максимально похожие на то, как будто вы оставляете автомобиль на парковке. В салоне выключаете магнитолу, внешние осветительные приборы и забираете ключ из замка зажигания, и конечно же закрываете все двери.

Применение мультиметра

Допустим, что после выполнения всех перечисленных манипуляция мультиметр показывает, что идет потребление энергии со значением 2,5 А. Это значит, что в итоге через 10 часов батарея лишится 25А/ч зарядки. Для обычной автомобильной батареи 55А/ч половина ёмкости будет израсходована, и в конечном итоге сядет до ноля.

Теперь мы выяснили, что утечка есть и нам необходимо выяснить, что это за  несанкционированный потребитель, который жрёт энергию нашей батареи. Для этого нужно определиться в направлении поиска. И здесь у нас есть только один способ: открываем крышку блока предохранителей и начинаем изымать их из своих гнезд по очереди, наблюдая за показаниями амперметра. При изымании одного из предохранителей потреблении энергии прекратилось. Значит по линии, который защищает последний изъятый предохранитель, и происходит утечка.

Оставшиеся значения утечки 0,03А допустимые и на них можно не обращать внимания. Для уверенности, что вы правильно определили линию утечки тока, вставляете этот предохранитель на свое место и убеждаетесь, что утечка тока возобновилась.

Причина утечки тока в автомобиле

По обозначениям на внутренней крышке блока предохранителей определяем, что это предохранитель R12 заднего обогрева стекла. Но нужно проверить – какие еще потребители находятся на той линии, которую защищает данный предохранитель. Для этого берем книгу по автомобилю, в разделе «электрооборудование» ищем перечень предохранителей и смотрим: 12 – элемент обогрева заднего стекла, реле (контакты) включения обогрева заднего стекла, прикуриватель, штепсельная розетка для переносной лампы.

Проверим визуально: к штепсельной розетке ничего не подключено, в прикуривателе так же ничего нет. Значит, остается отопитель заднего стекла. Отключаем сам элемент отопителя стекла и вот удача — судя по показаниям амперметра, утечка тока прекратилась.
Из конкретного примера видно, что линия подключается через реле. Обозначение реле находим на внутренней поверхности крышки блока предохранителей. Вытаскиваем реле из гнезда, чтобы проверить его.

Берём обычную прозвонку со звуковой индикацией и проверяем.
В итоге выясняется, что контакты замкнуты (а этого быть не должно).
Что могло такого произойти, чтобы контакты в реле оказались замкнуты. (Опережая события скажем, что машина не новая и приобреталась на вторичном рынке.)
Разбираем реле и с удивлением обнаруживаем, что внутренности обмотаны изолентой:

Реле перемотанное изолентой

Осмотрев панель приборов в салоне обнаруживаем две кнопки:  кнопку включения обогрева заднего стекла, которая в положении откл, и рядом находится кнопка включения задних противотуманных фонарей.  Колодки у них одинаковые соответственно мы можем предположить, что предыдущий автовладелец  перепутал эти колодки между собой.

После чего обогрев заднего стекла перестал работать и он не разобрался в проблеме, вытащил реле и замотал внутренности изолентой, т.е. замкнул контакты. Обогрев заработал, но хозяин машины не учёл, что он будет  работать постоянно. Но видимо спустя какое-то время он столкнулся с проблемой постоянного разряда АКБ и ничего умнее не придумал как снять с отопителя подводящий напряжение провод.

Снял и в этом состоянии продал автомобиль новому хозяину-горемыке, который, по его словам, уже четыре раза приходил на парковку и «прикуривал» машину от чужого автомобиля.
Это является еще раз подтверждением того, что вмешательство в систему электропитания автомобиля всегда влекут за собой негативные последствия.
Заменой реле неисправность была устранена.

Доверяйте ремонт специалистам

В заключение необходимо отметить, что 95% похожих неисправностей, связанных с утечкой тока,  происходит из-за «умного» вмешательства самих автовладельцев. Неправильно подключенные магнитолы, какие-то усилители, обогреватели, сабвуферы, самостоятельно устанавливаемые стеклоподъемники приводят чаще всего к утечке тока. Сначала её не замечают, затем наступает момент, когда аккумулятор уже не прокручивает стартер.
Если не обладаете соответствующими знаниями в области электроники и не хотите потом расплачиваться за своё «творчество» – лучше доверьтесь специалистам, иначе подобные неисправности будут вас преследовать постоянно.

Ну а как найти утечку тока – описано выше и такая, вроде бы простая методика, доступна в гаражных условиях каждому хозяину машины. Ситуации могут быть разные, но цель одна – найти «невидимый» потребитель тока.
Устраняем неисправность и вопрос, как говорится, закрыт!

Ссылка на основную публикацию