Замерз аккумулятор автомобиля. Почему? Что делать? Как избежать?

Замерз аккумулятор

Замерзла АКБ автомобиля. Возможно ли такое в принципе? Зачастую на автомобильных форумах пользователи спрашивают – почему это произошло и что в таком случае делать?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вникнуть в суть химических процессов, происходящих в батареях при отрицательных температурах.

Вообщем то, замерзнуть автомобильный аккумулятор может.

Он замерзает всего лишь по одной причине. Но прежде необходимо вспомнить устройство обычного свинцово-кислотного аккумулятора.

Аккумулятор внутри

Устройство обычного свинцово-кислотного аккумулятора

Внутри АКБ находятся шесть маленьких энерговырабатывающих элемента – банок. В каждом элементе – два набора электродов. Они состоят из восьми перекрывающихся пластин – по 16 пластин в каждом элементе. Все вместе пластины формируют компактную сетку.

Пластины аккумулятора

Чем больше общая поверхность сетки, тем больше энергии она вырабатывает. Благодаря тому, что пластины соединены внахлест, АКБ достаточно мала, чтобы поместиться под капотом. Положительная сетка, покрытая свинцовым суриком, притягивает электроны. Отрицательная сетка, покрытая свинцом, отталкивает электроны.

Как вы знаете, банки герметичны и изолированы друг от друга, т.е. они не соприкасаются друг с другом. В банках находится электролит. Сами банки соединены перемычками последовательно и общий заряд у заряженной батареи около 12,6-12,8 В.

Сам корпус аккумулятора и его пластины замерзнуть не могут. Замерзает именно электролит.

Давайте вспомним – электролит состоит на 35% из серной кислоты H2SO4 и 65% — дистиллированной воды – H2O.

У заряженной батареи электролит имеет плотность 1,27-1,29 г/см3, т.е. 1,27 грамма серной кислоты находится в 1 кубическом сантиметре воды.

При такой плотности электролита АКБ выдерживает температуру ~-35÷40°С и он не замерзнет. Для средней полосы России этого вполне достаточно, чтобы батарея не замерзала. Но если вы живете в районах Крайнего севера, то плотность электролита зимой повышают до 1,3 г/см3.

таблица температуры замерзания электролита

Что же происходит с аккумулятором, который разряжен?

Ну, например, вы оставляете машину на пару месяцев или даже больше (некоторые оставляют на всю зиму) на стоянке. Клеммы у вас накинуты на аккумулятор и микротоки начинают «высасывать» заряд из вашей батареи. Плюс необходимо учитывать, что у каждого аккумулятора есть такой показатель как саморазряд.

Соответственно, заряд падает с 12,6В до 10,5-10,7 В. Это глубоко разряженный АКБ. Плотность электролита падает до 1,11 г/см3. При разряде из электролита активная масса пластин начинает поглощать серную кислоту – концентрация воды растет. Процентное соотношение кислоты и дистилированной воды становится 25-30 Х 70-75.

При такой плотности электролита замерзание наступит при температуре -7°С, соответственно, электролит превращается в кристаллики и батарея замерзает.

Бока корпуса аккумулятора становятся выпуклыми и иногда их разрывает.

Замерзший аккумулятор

При попытке запустить автомобиль с таким аккумулятором вы получаете отрицательный результат.

Как отогреть замерзший аккумулятор?

Если в результате внимательного осмотра замерзшей АКБ выясняется, что корпус не подвергся растрескиванию (разрыву) – её нужно аккуратно снять с автомобиля и бережно доставить в помещение, в тепло.

Желательно поставить в какой-нибудь тазик и поместить ближе к батарее центрального отопления. Никакой горячей воды в тазик наливать нельзя, согревание должно происходить естественным образом.

Со временем выпуклые стенки примут первоначальное нормальное состояние (выпрямятся). Если корпус батареи не поврежден, то электролит опять станет жидким.

Ну а если корпус поврежден и появились трещины, то после согревания электролит начнет вытекать в тазик.

Если нет прорывов, то просто ставим аккумулятор на зарядку на малых токах примерно 8-10 часов. В данном случае спешить нельзя, иначе если заряжать нормальным током, то можно загубить АКБ.

По окончании заряда плотность электролита должна восстановиться до значений 1,27-1,29 г/см3. Это в идеальном случае.

На практике таким способом восстанавливается около 50% замерзших аккумуляторов. Почему такое происходит?

Даже если не разорвало корпус, то есть большая вероятность, что какие то из отсеков АКБ станут серыми или чёрными. Это можно заметить, если корпус выполнен из полупрозрачного материала. О чём это говорит? Нарушены внутренние пластины в банках, это приговор аккумулятору – восстановлению он не подлежит.

При замораживании лед распирает и разрывает пластины в банке. Частицы активной массы и свинца осыпаются на дно банки, что приводит к её неработоспособности. После окончания процесса заряда напряжение на клеммах будет не 12,6-12,8 В, а, соответственно, минус 2 В. В итоге получаем ~10 В. При таком напряжении автомобиль никогда не заведется.

Что делать с такой батареей? Выход один – идти покупать новую. Заменить поврежденную банку, в принципе, можно. Но простому автолюбителю это не под силу.

Бывают ситуации, когда нужно очень срочно восстановить замерзший аккумулятор. Как это сделать – вы узнаете, посмотрев это видео:

Подтверждения или опровержения такого способа не встречал, на практике не применял, вполне возможно, он имеет право на существование.

Что делать, чтобы аккумулятор не замерзал?

Существует 5 несложных правил:

  1. Всегда содержать зимой аккумулятор в заряженном состоянии. Проверяйте напряжение на нём, по возможности – плотность электролита, состояние токовыводов и клемм.
  2. Если оставляете автомобиль на длительное время на улице – отсоединяйте клемму.
  3. Вообще отсоединяйте аккумулятор и забирайте его домой или в теплое помещение. Он будет разряжаться на счет эффекта саморазряда, но это все же лучше, чем если он замерзнет.
  4. Проверяйте бортовую систему на утечки энергии. Если на иномарках мы поворачиваем ключ зажигания, вытаскиваем и все отключается, то с отечественными авто не все так благополучно. Многие народные «умельцы» ставят всякие сабвуферы, магнитолы, да даже видеорегистраторы, которые работают всю ночь. За ночь зимой этот видеорегистратор или магнитола просто убивают ваш аккумулятор, высаживают его в ноль. С утра машина минимум не запустится, а если будут сильные морозы и батарея будет сильно «убита», плотность электролита упадет до минимума. Аккумулятор 100% замерзнет.
  5. Подогрев АКБ генератором автомобиля. По этому поводу полезная информация есть в статье о термокейсе.
    Автор надеется, что написал полезную статью. Если Вы так считаете – оставляйте свои комментарии и пожелания!
Ссылка на основную публикацию